вторник, 26 апреля 2016 г.

Объектив: понимание экспозиции F-ступени и T-ступени

По области применения объективы делятся на: фотографические, киносъемочные, аэрофотосъёмочные, телевизионные, репродукционные, проекционные, флюорографические, астрофотографические, а также, объективы для невидимых областей спектра - инфракрасные и ультрафиолетовые. В зависимости от назначения и устройства, в конструкцию объектива могут входить вспомогательные элементы: диафрагма, для управления количеством проходящего света, система фокусировки, фотографический затвор, бленды.
Фокусное расстояние (англ. focal length) — физическая характеристика оптической системы, для центрированной оптической системы, состоящей из сферических поверхностей. Описывает способность собирать лучи в одну точку, при условии, что эти лучи идут из бесконечности параллельным пучком параллельно оптической оси.
 Апертура (лат. apertura — отверстие) в оптике — характеристика оптического прибора, описывающая его способность собирать свет и противостоять дифракционному размытию деталей изображения. В зависимости от типа оптической системы, эта характеристика может быть линейным, или угловым размером. Как правило, среди деталей оптического прибора специально выделяют так называемую апертурную диафрагму, которая сильнее всего ограничивает диаметры световых пучков, проходящих через оптический инструмент.


Что такое F-ступень?


F-ступень (диафрагма) – это числовое определение размера апертуры линзы по отношению к фокусному расстоянию. То есть, проще говоря, диафрагма показывает сколько света пропускает объектив. Более низкое значение диафрагмы (1.2, 1.4, 1.8, 2), пропускает большее количество света, а   более высокое значение (8, 11, 16, 22) напротив, меньшее. Цифры, указывающие значение диафрагмы, могут показаться случайными, однако это не так. В фотографии и видео, ступень является шагом, либо удваивающем количество поступающего света в камеру, либо сокращающим его вдвое. 


Вращая кольцо диафрагмы от меньшего числа к большему на одну ступень, вы сокращаете количество проходящего света через объектив в два раза, если же повернуть кольцо на две ступени диафрагмы, то количество света сократится в четыре раза, и так далее. Вращение кольца диафрагмы от меньшего числа (например, от 2.8), к более высокому значению (например, к 4), это называется закрыть диафрагму, если же вы двигаетесь от высокого значения к низкому, это значит открыть диафрагму. Большинство современных объективов позволяют получить и промежуточные значения диафрагмы. Связано это с требованиями профессиональных фотографов и кинооператоров. Промежуточные значения на современных объективах могут составлять половину значения от ступени диафрагмы, треть, четверть, и даже доходить до десятичных долей.



Что же такое F-ступень?


Принято считать, что значение F-ступени указывает на фактическое количество света проходящего через линзу, однако это вовсе не так. Значение F-ступени - это математическое уравнение; фокусное расстояние объектива, деленное на диаметр входной линзы (или на размер апертуры). С практической точки зрения это значит, что объективы с большей апертурой (низкие значения F-ступени), как правило физически больше, чем объективы с низкой апертурой (высокие значения F-ступени). Для примера: линейка объективов Canon 50 mm, объектив со значением 1.2 будет физически больше объектива с 1.4, а 1.4 будет больше, чем 1.8. А еще формула F-ступени означает, что как правило телеобъективы значительно шире, чем сопоставимые стандартные объективы. 
Если у двух объективов от разных производителей значение F-ступеней одинаковые - не обязательно, что они пропускают одинаковое количество света. Для примера, объективы фирмы Canon и Sigma с одинаковыми показателями 50 mm и F/1.4, по факту пропускают через себя разное количество света. Связано это с прохождением света через линзы объектива. Не существует объектива способного пропустить через себя 100% света. Большинство объективов пропускают 60-90% света. Nicer, и другие, более дорогие модели способны пропустить большое количество света, однако это все равно не 100%.
Так как же узнать, сколько света проходит через объектив на самом деле?


T-ступень


Кинематографисты раннего Голливуда сумели ответить на этот вопрос, привнеся в обиход термин T-Stop или Transmission Stop (ступень пропускания). Т-ступень - это единица измерения того, сколько на самом деле света проходит через объектив при том, или ином значении диафрагмы. Т-ступень вычисляется учетом коэффициента света, проходящего через объектив и значениями F-ступени. Так, например, для 100mm объектива со значением F/2 и с коэффициентом пропускания света в 75%, Т-ступень будет равна 2.3. Аналогично F-ступени, чем выше значение Т-ступени, тем меньше света проходит через объектив. На практике, единицей измерения Т-Stop, чаще пользуются в кинопроизводстве, нежели в фотографии.



Глубина резкости


Значения Т-ступени указывающие на количество света, проходящего через объектив, указывают так же, и на степень расфокусированности изображения. Чем больше света проходит через объектив, тем более размытым будет часть изображения. Тут появляется термин «глубина резкости». Он указывает на количество пространства в изображении, которое будет в фокусе. Изображение с низкими значениями диафрагмы (1.2, 1.4, 1.8) будет более размытым чем, то же самое изображение с более высокими значениями Т-ступени (8, 11, 16).


С практической точки зрения возможна проблема, в случае, если вам необходим объектив, который с одной стороны пропускает большое количество света, но при этом нужна и большая глубина резкости. Можно попробовать применить более широкоугольный объектив, так как он характеризуется более широкой глубиной резкости в сравнении с телеобъективами. Но в целом это общая проблема и в фотографии, и в кинопроизводстве. И возможно, самым правильным решением было бы, просто скорректировать свет на площадке. 


Четкость (Резкость, фокус)


Расхожее мнение, что объектив не меняет четкости изображения при изменении апертуры, не соответствует действительности. Современные объективы дают наиболее резкую картинку в диапазоне диафрагмы F/5.6 - 8. Связанно это с особенностями групп линз в объективе. Таким образом изображение, сделанное при F/1.5 будет уступать по четкости аналогичному изображению, сделанному в диапазоне диафрагмы F/5.6.



Мануальные и автоматизированные объективы


Если говорить обобщённо, на сегодняшний день на рынке существует два класса объективов, одни для фотографии, другие для кинематографии. Разница между ними существенная и сводится в основном к диафрагме. В современных фото объективах отсутствует кольцо диафрагмы на самом объективе и управление осуществляется электронно, через фото камеру. Обычно, изменение значения диафрагмы, на таких объективах осуществляется по ступеням и сопровождается характерным щелчком. Для фотографии, ступенчатый переход от одного значения диафрагмы к другой, является абсолютно нормальным, однако для кинопроизводства — это недопустимо. В кино, порой возникает необходимость изменить значение диафрагмы плавно, так чтобы для зрителя это было незаметно. По этой причине, на кинообъективах реализовано кольцо управления диафрагмой, вращая которое, вы можете очень плавно менять значение. При этом кинообъективы в большинстве своём являются абсолютно мануальными, т.е. в них нет электронных компонентов управления, и изменение значения фокусного расстояния, и регулировка диафрагмы осуществляется вручную. Это позволяет достичь максимально точного результата.


На фотографии представлены три объектива, Canon 50mm F/1.2, Samyang 50mm T/1.5 и ARRI UP 50mm T/1.9. Объектив фирмы Canon предназначен для фотокамер, у него электронное управление диафрагмой и возможность автофокусировки. Samyang и ARRI относятся к кинообъективам, Samyang для бюджетного производства, а вот ARRI UP класса, используют и в кино, и для съемок рекламы.
На первый взгляд, начинающим операторам, фотографам, только вступающим в профессию, работа диафрагмы может показаться делом второстепенным, значения хаотичными. Однако, со временем, по мере накопления опыта, неизбежно приходит осознание всей важности работы диафрагмы, того как именно она влияет на свет, на глубину резкости, на конечный результат. Понимание всех тонкостей работы диафрагмы, в конечном итоге, является важнейшим элементом в освоении ремесла. 







Георгий Очигава
Компания VideoRepublic.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий