Цвет —
качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического
диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного
ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических
факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также
спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими
источниками света, а также несветящимися объектами.
Цвет - он был с
нами всегда, с того самого мгновения, как мы появились на свет. Конкретный цвет
может помочь нам вспомнить определенные события из нашей жизни, другой цвет
может предупредить нас об опасности, а третий может сказать, жарко или холодно.
Более того, с точки зрения повествователя, цвет один из важнейших инструментов
в арсенале оператора, независимо от того, идет ли речь о фотографии, видеоряде
или кинематографе. Но понимаем ли мы, лучшие способы его использования? Ниже
приведены основные моменты, о которых необходимо помнить и знать.
Изменение цвета
может придать символический или буквальный смысл вашим кадрам. Взгляните:
Простой пример
того, как меняется восприятие изображения с изменением цветового баланса…
Понимание базовых основ цвета в кино или фото-производстве довольно важный
момент. Знание и понимание основ теории цвета необходимо не только на этапе
пост обработки, но и при выборе интерьера, костюмов, света и многого другого.
Кроме изменения цветового баланса, существует понятие цветовой схемы.
Цвет
характеризуется тремя параметрами: Оттенок (Hue), Насыщенность (Saturation) и Яркость (Lightness).
Оттенок (Hue)
Мы определяем
оттенок как имя цвета. Например синий, который представляет собой определенную
длину волны видимого спектра. Именно значение длины волны определяет оттенок.
Проще говоря, цветовой тон описывает длину волны цвета. Если разговор о длине
волн, не более как знакомый звук из школьной программы, то думаю, быстрый
экскурс в мир школьной программы, здесь будет вполне уместен.
Человеческий
глаз видит всего лишь малую часть электромагнитного спектра, мы называем это
видимым спектром. Электромагнитный спектр измеряется в нанометрах (нм). Спектр,
который мы можем различить, находится в диапазоне 400 – 700 нм. Фиолетовый и
синий цвета имеют самую короткую длину волны. Красный цвет, напротив,
характеризуется самой длинной волной видимого спектра (635-700 нм.).
Так какое же
отношение это имеет к теории цвета? Ответом будет – полное. Именно длина волны
влияет на восприятие цвета. Небо над нашей головой потому и синее, что волны
характеризующие синий цвет, рассеиваются проходя через нашу атмосферу. Если бы
зелёный цвет имел самую короткую длину волны, то небо было бы зелёным.
На примере
восхода и заката солнца, известного как золотой час, можно ежедневно наблюдать
процесс доминирующих длин волн, изменяющих цвет окружающей среды, - чем ближе
солнце к линии горизонта, тем больше километров плотной атмосферы проходит
солнечный свет, и тем больше в атмосфере рассеяние цветов с короткими длинами
волн. Поверхности земли достигают лишь цвета с более длинными волнами спектра,
- красный и оранжевый.
Важно отметить,
каждый цветовой тон, воспринимаемый нами, содержит все остальные цвета видимого
спектра, но один доминирует над другими. Поэтому оттенок является
основополагающим аспектом, определяющим длину волны цвета. Проще говоря,
цветовой тон, это всего лишь базовый цвет. Ниже приведены цвета лазури,
лазурный, сапфир и аквамарин. Каждый из них, имеет свои определенные свойства,
объединяет же их общий, голубой оттенок.
Когда вы
начинаете добавлять в оттенок насыщенность и яркость, вы создаёте новые оттенки
тона и оттенки цвета. Вопрос, как правильнее классифицировать цвета - «чистые
оттенки», все еще является предметом споров и дискуссий. Является ли это
фиолетовым или малиновым? Различные цветовые системы могут отличаться
незначительно. В этой статье мы будем использовать самую популярную
классификацию - чистые оттенки: красный, фиолетовый, синий, зеленый, желтый и
оранжевый. Эти шесть цветов можно разбить на следующие группы: Первичные, Вторичные
и Третичные Оттенки.
Первичные Оттенки
Теоретически эти оттенки классифицируются как первичные, так как они не
могут быть созданы путем смешивания других оттенков. Это красный, синий и
желтый. Не следует путать с основными цветами видео, видео использует цветовую
систему аддитивного RGB.
Вторичные Оттенки
Вторичные
оттенки могут быть получены путем смешивания двух первичных оттенков. Это
оранжевый, фиолетовый и зеленый.
Третичные Оттенки
Третичные
оттенки обычно получают путем смешивания соседних первичных и вторичных
оттенков. Например, Сине-зеленый (голубой) является третичным оттенок между
синим и зеленым.
Насыщенность (Saturation)
Насыщенность,
относится к интенсивности и чистоте оттенка. Цветовой тон будет самым ярким в
его естественном состоянии при 100% насыщения. При 0% цветовой компонент будет
монохромным, LUNA.
Вы можете
уменьшить интенсивность оттенка добавлением серого. Каждое приращение серого
регулирует тон чистого цвета. Вы также можете обесцветить оттенок, добавляя
дополнительный цвет. Например, если мы возьмем образец красного и добавим
небольшое количество голубого цвета (дополнительный цвет красного), красный
получит серый оттенок. Если же смешать равное количество красного и голубого,
то останется только серый, т.е. в такой конфигурации ни один цвет не будет
преобладать.
Яркость (Lightness)
Третье свойство
цвета - яркость. Яркость регулирует степень отражения света – на сколько
светлым, или темным будет цвет. Добавление белого делает цвет светлее, что в
свою очередь меняет оттенок, а добавление черного делает его более темным, и
так же создает оттенки.
Влияние яркости
является относительным по сравнению с другими компонентами в композиции.
Изображение ниже, показывает три различия в яркости в зависимости от фона.
Если усиливать
насыщенность оттенка определённого цвета, то восприятие яркости, также
усилится. Однако существует разделение теплых и холодных цветов по степени
восприятия. Например, насыщенный желтый всегда будет выглядеть ярче, чем
насыщенный синий цвет. Практическое применение этого довольно значимо, так как
вы можете фокусировать внимание аудитории к конкретным областям вашего кадра.
Как было сказано
выше, понимание основных свойств цвета обязательно не только для колористов,
операторов и режиссеров, кинематографисты всех уровней должны знать эти азы
поскольку, зная основы ремесла приходит понимание процесса в целом.
Хороших вам съемок.
Источники информации: www.wikipedia.org, www.premiumbeat.com, www.directordefotografia.com, www.crewscontrol.com, www.pro.sony.com.
Георгий Очигава
Компания VideoRepublic.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий